
Пема Лингпа
Пема Лингпа (Падма Лингпа) (1450—1521) — выдающийся учитель школы Ньингма тибетского Буддизма, принадлежащий линии передачи Лонгченпа. Пема Лингпа знаменит своей деятельностью в Тибете и в Бутане.
В Бутане он отыскивал многочисленные скрытые реликвии (терма), и до сих пор считается покровителем этой страны. Терма (спрятанные тексты, реликвии и ритуальные предметы) сохранились от Падмасамбхавы, и были спрятаны его учениками во время преследования буддизма тибетским королём Ландармой, правившим в 836—842. Пема Лингпа отыскал 32 терма, начиная с «южных сокровищ», спрятанных к югу от тибетского монастыря Самье.
Танцы, исполняющиеся монахами во время буддийских праздников (тсечу), происходят от сновидений Пема Лингпа, который впоследствии смог свои эти танцы детально описать и поставить.
Королевская семья Бутана считается потомками Пемы Лингпа, также как Далай-лама VI Цаньян Джамцо (1683—1706).
Орджен Пема Лингпа, четвертый Король-Тертон, был последним из пяти чистых воплощений принцессы Пемасэл - дочери царя Трисонга Децэна. Он родился в Мон Бумтханге в 1450 году в семье Тондрупа Зангпо из рода Ньо и его жены Тронгмы Пелдзом. Поскольку в предыдущем перерождении Пема Лингпа был Лонгченом Рабджамом, он еще в детстве вошел в Семью просветленных. Пема Лингпа, не обучаясь, овладел знанием нескольких языков, ремеслами и разными науками.
31 июля 1476 года (десятый день седьмого месяца года обезьяны) в месте Йиге Трукма у него было видение Гуру Падмасамбхавы, который благословил его и вручил список ста восьми великих Сокровищ.
В возрасте двадцати семи лет Пема Лингпа обнаружил первое Терма «Циклы светоносного пространства Великого Совершенства» (тиб. rdzogs-chen klong-gsal-gyi skor-rnams) в прославленном озере Мебар. В присутствии множества людей он вошел в озеро, держа в руке горящую лампу. Когда Пема Лингпа вышел из воды с ящиком, содержащим Сокровище, лампа продолжала гореть. Вера людей укрепилась, и слава о нем покрыла землю, как лучи солнца.
В Самье Чимпу Тертон открыл текст «Великое Совершенство, собрание устремлений Самантабхадры» (тиб. rdzogs-chen kun-bzang dgongs-'dus).
В Тибете, на северо-восточной стороне скалы Мендро он извлек учения цикла «Лама Океан Драгоценностей»
Он открыл Учения «Цикл младшего сына, недвойственная тантра Великого Совершенства» (тиб. rdzogs-chen gnyis-med-rgyudbu-chung-gi skor), «Великий Сострадающий, Светильник, который рассеивает тьму» (тиб. thugs-rje chen-po mun-sel sgron-me), «Восемь наставлений для передачи, Зеркало ума» (тиб. bkа '-brgyad thugs-kyi me-long) и другие тексты, а также книги, ступы, священные объекты и образы, в том числе, несколько образов Гуру Падмасамбхавы.
В одном из ущелий Пема Лингпа раскопал храм Лхо Кьерчу, который можно увидеть и сегодня.
Тертон обнаружил разные Сокровища царской династии, включая поддерживающие жизнь драгоценности из бирюзы, принадлежавшие Трисонгу Децэну и одеяния принцессы.
Пема Лингпа сделал пророчество о том, что в будущем он станет Буддой по имени Ваджрагарбха в сфере Лотосовое Собрание, и что все, кто имеют с ним связь в настоящий момент, тоже переродятся там и станут учениками этого Будды. В одном из Терма, которое открыл Пема Лингпа, есть пророчество об его учениках:
Десять тысяч будут иметь связь
Благодаря прошлым деяниям,
Тысяча и два будут иметь связь благодаря устремлению,
Одиннадцать будут иметь связь
Через глубинную основную сущность,
Семеро станут Держателями мандалы,
И трое станут духовными сыновьями,
Дорогими его сердцу.
Его сыновья считаются эманациями Владык Трех Семейств. Один из них, Дава - эманация Авалокитешвары - обладал непостижимыми силами благословения. Тремя духовными сыновьями Пемы Лингпы стали Цултрим Палджор, Нангсо Гьялва Тондруп и Тулку Чокден Гонпо. Передача глубинных Учений Пемы Лингпы постепенно продолжалась и дошла до несравненных Мастеров Тулку Нацока Рангдрола и Умдзе Тондрупа Пелбара. Линия преемственности его посвящений, передач и наставлений продолжается и поныне в Центральном Тибете, Цанге, Докаме и Бутане.