
Первый Гангтенг Тулку: Его Святейшество Гьялсе Пема Тинлей
Отцом Гьялсе Пема Тинлея был Дава Гьялцен, который сам был сыном Тертона Пема Лингпы и считался эманацией Хаягривы (Тамдин). Его мать, по имени Бутри, была дочерью местного правителя района Чокхор в Бумтанге. Он родился в год Дерева Крысы, в 1564 году, в окружении чудесных и благоприятных знаков. Поскольку он мог безошибочно рассказать историю жизни умершего Кхенчен Цультрим Пелджора, то не оставалось сомнений в том, что он был его подлинным воплощением. У юного Тулку проявились такие чудесные знаки, как белая родинка между бровями, его испражнения пахли мускусом (ларци), а на нижней части его тела был четкий отпечаток полосок, как у тигра. В середине его лба был отчетливый знак солнца и луны.
Даже его отец, Туксе Дава Гьялцен признал, что молодой Тулку являетсся держателем линии активностью его отца, Тертона Пема Лингпы, и решил, что будет благоприятно назвать его Пема Тинлей, а также передать ему все основные учения и наставления.
Кроме своего отца, Гьялсе Пема Тинлей также получил учения и наставления от Друбчен Дендруб Пелбара, второго Пелинг Гьялва Тензин Дракпы и Гьялсе Тенпай Джунгне. Кроме того, осознав, что для него будет хорошо следовать монашеской дисциплине, он получил полное монашеское рукоположение в ходе церемонии, которую проводил настоятель Ринчен Шераб в присутствии сотен других монахов в монастыре Цогчен Гедунганг, основанном Пенчен Шакья Шрибхадрой.
Путешествуя по району Дарлунг, от Кхенпо Кунпанг Нгаванг Чодрага он получил полные наставления, благословения и посвящения 8 000 строф Праджняпарамиты. Со временем, в Тибете и в Бутане он прославился как держатель чистой винаи, а также как очень усердный в своей работе и духовной практике. Как знак реализации, он оставил отпечатки своих ладоней и стоп на скале. Из Ярлам Цанпай Дра Карпо он извлек ясно и естественно возникающий образ Гуру Цокьи Дордже на камне, который ныне хранится в монастыре Гангтенг.
Гьялсе Пема Тинлей построил великую Гангтенг Гомпу в месте, которое предсказал и благословил его дед, Ригдзин Пема Лингпа. Оно служило также центром для медитации второго Пелин Гьялва Тензин Дракпы. Одним словом было благословлено для успешного распространения Дхармы. В Гантенг Гомпе хранятся изображения Тела, Речи и Ума Будды с целью продвижения Будда-Дхармы и усмирения живых существ посредством искусных средств во времена упадка. Кроме того, в этой вновь построенной гомпе Гьялсе Пема Тинлей организовал сангху или общину практикующих.
Он часто видел образы сотни мирных и гневных божеств, Ваджрасаттву в форме Гараба Дордже, Вималамитры, Шрисингхи и Гуру Ринпоче. Кроме того, он мог общаться с охраняющими божествами (дхармапалами), как если бы разговаривал с ними лично, и был способен заставить служить себе восемь классов существ. Говорится, что охраняющее божество Рахула всегда сопровождал его подобно тени, помогая ему и исполняя его желания.
Он посетил и восстановил Танг Кханграп Лхакханг, Чел Тегчен Чокхор Цуглакханг и Кюнзанг Драк Зимкханг, заложил Тракар Лхакханг в Чумей и основал новую монашескую школу. Кроме того, он провел бесчисленное количество посвящений и около 125 друбченов, передал множество учений и наставлений, а также изготовил изображения Тела, Речи и Ума Будды.
В Гангтенг Гомпе он стал инициатором таких видов монашеской дисциплины, как Линг Тоед и Линг Маед, традиция которых продолжается по сию пору.
Среди его выдающихся учеников были Кункьен Цультрим Дордже, Туксе Ньида Лонгьянг, держатель линии Другпа Цеванг Тензин, Донгкар Тулку, Ньяпху Тулку, Датонг Тулку, Чумей Джецюн и многие ламы других линий, а также высокие чиновники, которые выражали свое глубочайшее почтение, получая от него благословения и наставления.
Когда его популярность и слава распространились, то даже великий Другпа Ринпоче Жабдрунг Нгаванг Намгьял проникся по отношению к нему великим уважением и восхищением, часто повторяя, что он должен попросить у Гьялсе Тулку учения Пема Лигпы. Однако, этому желанию не суждено было осуществиться, и позже Лама Жабдрунг с сожалением говорил: “Хоть я и должен был получить священные учения от Гьялсе Пема Тинлея, мне пришлось обойтись получением их от Чодже Нгаванга”.
Когда Гьялсе Пема Тинлей прибыл с визитом в Пунгтанг Дева Ченпой Подранг, то Жабдрунг Ринпоче устроил пышную церемонию, чтобы принять Гьялсе Тулку в строгом соответствии с традицией, так что дым благовоний заполнил все небо над Зомтангкха. В момент его прибытия Жабдрунг Ринпоче сошел с трона и тоже простерся, тем самым выказывая свое высочайшее уважение и расположение по отношению к Гьялсе Пема Тинлею. После беседы о Дхарме, восхищенный стилем его поведения, Лам Жабдрунг стал еще больше уважать Гьялсе Пема Тинлея. Расставаясь, они обменялись многими подарками и пожеланиями. И тогда же Лам Жабдрунг решил, что он должен попросить Гьялсе Тулку о передаче всех учений Пелинг.
Таким образом, исполнив свою будда-активность, в возрасте 80 лет, в 1642 году, в знаменательный десятый день девятого месяца одиннадцатого рабджунга, Гьялсе Пема Тинлей продемонстрировал деяние ухода в паринирвану, которое сопровождалось благоприятными знаками.