
Туксэ Дава Гьялцен
Сын сердца Пема Лингпы, Дава Гьялцен, считается проявлением бодхисаттвы Авалокитешвары. Он был проявлением свирепой и гневной формы Авалокитешвары, известной как Хаягрива (Тамдин), подчиняющей вредоносных гневных существ, которых невозможно обуздать мирными средствами.
Во времена Владыки Будды Шакьямуни Дава Гьялцен был Шарипутрой, ближайшим спутником и главным учеником Будды. Позже он родился как король Индрабодхи в стране Ургьен. И, наконец, в год Земли Овцы (1499 год), на десятый день седьмого лунного месяца, в окружении благоприятных знаков, Дава Гьялцен родился в Бумтанге, как сын тертона Пема Лингпы и девушки Ситар, эманации Шелкар Чодрон. С юных лет он проявлял знаки великой медитативной реализации и сосредоточения, такие как оставление отпечатков ступней в камнях, словно в сырой глине. Лишь раз взглянув, он мог очень легко выучиться искусствам и ремёслам. Даже дакини и божества-охранители выказывали огромное уважение и защищали его настолько, что, Пема Лингпа, якобы, говорил своим ученикам, что, если даже нечеловеческие существа и боги так о нем заботятся, то он, должно быть, является исключительным существом, и поэтому никто из них не должен думать о нём как о равном обычным существам.
От своего отца он получил все важнейшие наставления, такие как Лама Норбу Гьяцо, Дзогчен Кунсанг Гонгду и Тукдже Ченпо Мюнсел Дронме. Посредством практики этих садхан и медитаций он смог постичь учения, а также достиг видения Гуру, божеств и дакинь как знака свершения.
Кроме того, в состоянии глубокой медитации он получал благословления и посвящения непосредственно от Гуру в форме союза мужского и женского аспектов. Посещая чистые земли, такие как Зангдок Палри (Медноцветная гора) и чистые земли будд пяти семейств, он встречался лицом к лицу с буддами и бодхисаттвами.
Когда ему было двадцать три года, отец Туксе Дава Гьялцена ушёл из этой жизни и, как было предсказано Гуру Ринпоче, священная реликвия из сердца его отца – образ бирюзовой девушки – растворилась в нем. Затем, в области Чел, в районе Танг, в реке Менчу он обнаружил статую Ваджрапани и драгоценные пилюли матери семи перерождений в форме соединённого черепа. В Наринг Драг он обнаружил драгоценные субстанции, обладающие силой отражать вторжение армий.
В таких местах, как Лхаса и Самье в Тибете, он множество раз отражал нападение армий, проводил церемонии освящения, друбчены, благословения и посвящения, тем самым принося пользу многим существам, обладающим удачей.
Как было предсказано дакинями, когда Гьялва Дрикунг Ринчен Пунцог встретил Дава Гьялцена в Дарге Чолинге, то он увидел его в форме красного Бодхисаттвы Авалокитешвары, с одним лицом и двумя руками. Его правая рука держала чётки из драгоценностей, а левая - хрустальный сосуд, и в сердце этого проявления Самбхогакаи он увидел образ Хаягривы с лошадиной головой, или Тамдина в его красной форме, держащего амулет и верёвку в руках. Также он увидел, что на внешнем уровне эта форма была самим Ринпоче, на среднем - Авалокитешварой, и на внутреннем – Хаягривой; все они выглядели как вполне живые и двигались. Это способствовало развитию еще большей веры и преданности в сердце Дрикунга Ринчен Пунцога, который после этого стал считать Дава Гьялцена истинным Владыкой дхармы. После этого он получил от него многочисленные учения созревания и освобождения, став единой с ним сущностью.
Затем, путешествуя по всему Бутану вдоль и поперек, посещая все священные места, Туксе Дава Гьялцен даровал учения, благословения и драгоценные субстанции многим живым существам, тем самым ведя их по пути к освобождению. Кроме того, он построил такие монастыри ,как Лхундруб Деянг в Тракар, в районе Чуме и Гонгтед Серги Лхакханг в Тали, в районе Кенг.
Среди его учеников были Дрикунг Ринчен Пунцог, Сакья Дагчен Ринпоче, Кармапа Микье Дордже, Шамар Кенчог Ла, Паво Чогьел Дендуп, Тертон Дечен Лингпа, Гьялва Тензин Драгпа и многие другие.
Таким образом, осуществляя дхармическую активность в этой жизни, в Кари Табцанг, у подножия горы Кулагангри, в возрасте 88 лет, в 1586 году, в семнадцатый день девятого месяца, года Огня Собаки шестнадцатого Рабджунга, он продемонстрировал деяние ухода в нирвану.
Его последующими воплощениями были Ньида Гьялцен, Пема Ньида Лонгьянг, Тензин Гьюрме Намгьял, Гьюрме Чогдруп Пелбар, Тензин Чокьи Ньима, Кюнзанг Гьюрме Дордже, Кюнзанг Зилнон Жейцел, Гьюрме Пема Кунзанг и нынешнее воплощение Тегчог Тенпай Гьялцен, который без устали проповедует Будда Дхарму на благо живых существ.